Изгелек - центр реабилитации инвалидов г. Набережные Челны
главная Актуальные темы Как сдавать ЕГЭ ребенку-инвалиду

Как сдавать ЕГЭ ребенку-инвалиду

К вопросу о сдаче ЕГЭ и экзаменов в форме тестов лицами с нарушением зрения

Венера Денискина, Ирина Зарубина, Юрий Котов
Опубликовано:
Школьный вестник, 2007, #10. С. 1 - 9 (в издании рельефно-точечным шрифтом с. 27 - 42).

До девяностых годов XX века большинство выпускников школ для слепых и слабовидящих детей трудоустраивалось в организациях и учебно-производственных предприятиях (УПП) Всероссийского общества слепых (ВОС). В последние годы в России наметилась тенденция к безработице среди инвалидов по зрению, обусловленная социально-экономическими преобразованиями в современном обществе и сокращением рабочих мест в системе ВОС. В результате незрячие и слабовидящие молодые люди всё чаще вынуждены искать пути трудоустройства на открытом рынке труда. Вследствие этого 50 - 80% выпускников многих специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов (Москва, Н. Новгород, С.-Петербург и др.) нацелены на поступление в средние специальные и высшие учебные заведения общего типа.

9 февраля 2007 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан федеральный закон "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", согласно которому с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные экзамены для 11 (12) классов и вступительные экзамены для поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования. В том же законе говорится о том, что "иные формы итоговой аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях... или для обучающихся с отклонениями в развитии, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования". Иными словами, федеральные органы исполнительной власти могут установить для выпускников специальных школ не ЕГЭ, а другие формы итоговой аттестации. Однако, согласно тому же закону, "приём в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам ЕГЭ".

У выпускников с нарушением зрения процедура сдачи единого государственного экзамена вызывает определённые затруднения в силу проблем, связанных с восприятием и заполнением формы контрольно-измерительных материалов (КИМов). Для успешной сдачи ЕГЭ данным лицам необходимо создать специальные условия. Кроме того, многие учебные учреждения всё активнее используют тестирование как метод оценки знаний обучающихся. Методики и средства, используемые во время прохождения вступительных испытаний в форме тестов, аналогичны тем, с которыми сталкиваются незрячие и слабовидящие дети при сдаче ЕГЭ.

В России уже накоплен некоторый опыт прохождения ЕГЭ незрячими и слабовидящими выпускниками (Вологда, Воронеж, Москва, С.-Петербург, Ставрополь, Ялуторовск и др.). К сожалению, в основном эта практика носит стихийный характер и не имеет научно-методического сопровождения. Исключение составляет только С.-Петербург, где в течение двух лет успешно проводился эксперимент по сдаче ЕГЭ по русскому языку, а в 2007 году и по истории.

На страницах "Школьного вестника" уже публиковались материалы, освещающие региональный опыт сдачи ЕГЭ детьми с нарушением зрения. Данная статья продолжает обсуждение возможных путей решения актуальной проблемы специального образования.

Изучив нормативные акты о едином государственном экзамене и проанализировав региональный опыт сдачи ЕГЭ инвалидами по зрению, Государственное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования" (ГНУ "ИКП РАО") и Совет незрячих специалистов при Центральном правлении ВОС вносят следующие предложения по разработке порядка и условий участия в ЕГЭ лиц с нарушениями зрения:

Общие положения.

1. Участие в ЕГЭ выпускников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется строго на добровольной основе.

2. Разработка процедуры сдачи ЕГЭ необходима для обеспечения лицам с ограниченными возможностями здоровья равных прав со всеми выпускниками/абитуриентами в вопросе продолжения образования. Если для них оставить возможность проходить итоговую аттестацию и вступительные испытания только в традиционной форме, то:
а) они будут вынуждены проходить вступительные испытания более одного раза и лишатся возможности представлять их результаты в несколько учебных учреждений. Такие примеры уже имеются (Иркутск, Саратов и др.);
б) есть серьёзные основания полагать, что учебные заведения, принявшие на себя обязательства (а с 2009 г. и обязанные) зачислять студентов по результатам ЕГЭ, не будут для отдельных лиц организовывать экзамены в традиционной форме;

3. ЕГЭ целесообразно проводить на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений III и IV видов. Причём для учащихся, интегрированных в массовые учреждения, эти школы могут выступать в роли ресурсных центров при подготовке к ЕГЭ и его сдаче. Такой опыт уже имеется в С.-Петербурге.

Описание проблемы проведения ЕГЭ для лиц с нарушением зрения.

Процедура выполнения теста состоит из следующих стадий:
I. предварительное ознакомление с заданиями теста с целью определения стратегии его выполнения;
II. усвоение условий конкретного задания;
III. выполнение этого задания и фиксация результатов;
IV. общая проверка результатов (если хватит времени).

Проанализируем трудности и возможные пути их преодоления для испытуемого с нарушением зрения на каждой из этих стадий.

На стадиях I и II инвалиды по зрению сталкиваются с одинаковыми проблемами - невозможностью самостоятельно прочитать текст на стандартных бланках теста. При решении этой проблемы используются следующие способы:

а) ученик с нарушением зрения пользуется помощью ассистента, прочитывающего текст испытуемому. Этот вариант в настоящее время применяется при сдаче ЕГЭ незрячими (Вологда, Воронеж, Ставрополь) и некоторыми слабовидящими (Ялуторовск);

б) самостоятельное ознакомление с контрольно-измерительными материалами, если они представлены в доступной для инвалида форме (рельефно-точечным шрифтом Брайля, укрупнённым шрифтом, в виде аудиозаписи или электронного документа). Во всех случаях незрячий и слабовидящий испытуемый затратит на ознакомление с заданиями теста больше времени, чем зрячий. Однако самостоятельное прочтение материалов представляется более предпочтительным, поскольку испытуемый не будет тратить время на конспектирование текста заданий со слов ассистента. На практике этим вариантом пользуются слабовидящие. Исключение составляют незрячие выпускники С.-Петербургских школ и абитуриенты Московского психолого-педагогического университета. Они были обеспечены КИМами, отпечатанными по системе Брайля.

Перспективной в будущем, на наш взгляд, может стать форма выполнения теста на компьютере, оснащённом программой экранного доступа, представляющей необходимую информацию в виде речевых сообщений и/или рельефно-точечным шрифтом Брайля посредством брайлевского дисплея. Кроме того, при этой форме выполнения теста инвалид по зрению сможет самостоятельно осуществить почти всю работу по оформлению результатов, что позволит избежать ошибок при их ретрансляции с помощью ассистента (такие примеры нами уже зафиксированы). Данный вариант сдачи экзамена в виде теста уже успешно апробирован незрячими абитуриентами в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете, Литературном институте и некоторых других вузах. Но, к сожалению, он исключён нормативной базой единого государственного экзамена.

Следует отметить, что при всех перечисленных способах и на всех стадиях перед испытуемым с нарушением зрения возникнут трудности при выполнении заданий, в формулировке которых содержатся иллюстрации в виде графических изображений (рисунки, чертежи, географические карты и т.п.).

На стадии III испытуемый выполняет работу вполне самостоятельно, полагаясь на свои знания, умения и навыки. Здесь может возникнуть проблема промежуточных записей (черновиков), которые могут играть роль при подаче апелляции, но эти трудности в основном такие же, как и при оформлении окончательных результатов.

Результаты выполнения заданий теста представляются как в формализованной (выбор из нескольких вариантов, число или математическое выражение), так и в неформализованной (свободное изложение) форме. Если незрячий работает с электронным бланком, то при некоторых навыках и доступной форме документа он будет в состоянии фиксировать результаты в обеих формах. Исключение могут составить ответы, содержащие математические формулы, поскольку проблема чтения и ввода формул ещё не имеет удовлетворительного решения. Однако эта проблема, на наш взгляд, не является неразрешимой.

Если же незрячий выполняет тест без применения компьютерных технологий, то при фиксации результатов ему придется прибегать к помощи ассистента: испытуемый (или специально нанимаемый "переводчик", как это практикуется в Санкт-Петербурге) диктует свои ответы, а ассистент вносит их в бланк. Такая процедура оформления результатов, во-первых, может привести к ошибкам, не зависящим от инвалида (например, в случае Лейлы Каппушевой из г. Ставрополя), а во-вторых, требует дополнительных затрат времени.

По результатам анализа накопленного опыта сдачи ЕГЭ и экзаменов в виде тестов нами сформулированы следующие выводы и предложения.

Зарубежный опыт и практика сдачи ЕГЭ в России (в основном, пока стихийная) лицами с нарушением зрения показывают возможность создания условий для успешного прохождения испытаний в форме тестирования слепыми и слабовидящими. При этом наша принципиальная позиция состоит в том, что специальные условия не предполагают изменения содержания тестов.

Инвалиды по зрению по сравнению со зрячими объективно затрачивают больше времени почти на всех стадиях тестирования. Поэтому, чтобы компенсировать это неравенство, испытуемым необходимо добавлять время, отводимое на выполнение теста. Количество дополнительного времени может быть определено экспериментальными исследованиями и практикой.

По зарубежному опыту время увеличивается в полтора-два раза. Может быть также учтён опыт Германии, где испытуемым инвалидам добавляют некоторое количество баллов к полученному результату.

Слепой и слабовидящий должны иметь возможность заранее заявить, в какой доступной для них форме они хотят получить контрольно-измерительные материалы. Для обеспечения такого выбора необходимо разработать технологию оперативного преобразования стандартных бланков теста в распечатку шрифтом Брайля или укрупнённым шрифтом, аудиозапись и/или электронный документ. При этом необходимо учесть существующий опыт адаптации КИМов, накопленный в Москве и Санкт-Петербурге. Для этого, возможно, потребуется разработка дополнительного и/или адаптация существующего специального программного обеспечения.

В случаях, когда оформление результатов теста требует вмешательства ассистента, необходимо присутствие ещё одного наблюдателя, чтобы минимизировать независящие от лиц с нарушением зрения ошибки при заполнении бланков.

С целью выработки и уточнения рекомендаций, а также тренировки слепых и слабовидящих учащихся выпускных классов, желающих сдавать ЕГЭ, необходимо провести для них предварительные (пробные) испытания.

По результатам проведённой работы необходимо будет внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные акты, регламентирующие проведение ЕГЭ.

При проведении ЕГЭ должна соблюдаться малая комплектность группы.

Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и дозировку зрительной нагрузки; применять специальные технические средства обучения (электронные и обычные лупы, диктофоны, калькуляторы с укрупненным шрифтом и речевым выводом и т.д.).

Необходимо разработать процедуру сдачи ЕГЭ по всем предметам. Благодаря этому дети с нарушением зрения получат возможность без ограничения поступать в любой вуз, соответствующий их способностям и возможностям.

В заключение мы призываем администрацию коррекционных школ, педагогов, выпускников, их родителей и всех заинтересованных лиц обращаться в местные органы управления образованием с требованием о решении вопросов создания специальных условий для прохождения слепыми и слабовидящими итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В случае отрицательного решения вопроса необходимо обращаться в Министерство образования и науки.

Источник: http://www.radiopage.ransis.org/index.php?name=Pages&op=page&pid=2


Реклама:




Информационные партнёры:
Главная
Социальные учреждения города
Центр реабилитации инвалидов "Изгелек"
Реабилитационный центр для детей--инвалидов "Солнышко"
Управления Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны РТ
ГУ "Центр занятости населения г. Набережные Челны"
Молодежный клуб инвалидов “Ника”
Новости
Истории успеха
Литературный калейдоскоп
Благотворительный проект "Изумрудный город"
В гостях у портала
Фотогалерея
Тематические статьи
Актуальные темы
Объявления
Полезная информация
Консультирует психолог
Партнерские сайты
Гостевая книга





Открытие ЦРИ "Изгелек" (21 июня 2007 г.)
случайное фото



Республика Татарстан,
г. Набережные Челны, пос. ЗЯБ
ул. Комарова, дю5 (18/2б)
тел./ф.: (8552) 46-60-27, 46-79-10

Яндекс.Метрика


LELI, Творческая группа. Разработка сайтов.
2007
Дизайн и разработка сайта
Творческая группа LELI